Святки
Святки – это период от Рождества до Крещения. Согласно традиционным представлениям, события, происходящие в Святки, влияют на весь следующий год. Это время непосредственной близости темных сил. «Святки – не праздники» – сказала в своем интервью одна из наших информанток, М. М. Пермякова (1926 г.р.), несмотря на то, что в этот период отмечают одни из важнейших христианских праздников: Рождество и Крещение.
На Рождество в Усть-Уткинской церкви проходил молебен. Когда же она закрылась, собирались у кого-нибудь на дому – молились вместе. Интересно, что, хотя все ныне живущие жители деревни родились в Советском Союзе, где религиозные праздники не приветствовались и всячески заменялись государственными, традиция отмечать Рождество, ходить и колядовать, или, по местному выражению, «бегать» и «славить» сохранилась.
Н. Н. Пимшина (1951 г.р.), живущая в деревне Харёнки, вспомнила слова колядки, которую пели в детстве: «Славите, славите,/ сами, люди, знаете,/ сходите в сундучок,/ найдите пятачок,/ не найдете пятачка–/ мы корову за рога». Этот текст, как и некоторые другие, свидетельствует о том, что дети и молодёжь «святочничали», т. е. проказничали: «Кому дровишки раскидаем, кому колодец заморозим» рассказывала И.В. Бабина (1961 г.р.), вспоминают и более изощренные способы: «Один раз мы с ребятами положили кирпич на трубу баньки и старушка чуть не угорела. Или водой двери обливали – ни выйти ни зайти было невозможно. И никто не ругался».1
На Крещение было принято купаться в проруби. Ее использовали и в бытовых целях: приходили стирать белье, принося с собой бидон горячей воды, чтобы греть руки. В сам праздник прорубь освящали, приезжали священники, люди из окрестных деревень.
Л.Г. Кряжова (1953 г.р.): «Машин по двести бывало… в иные года…»2
Важную роль в святочной традиции играет гадание. Вот один из распространенных здесь способов: девушки стучали в окошко и просили назвать имя суженого.
3
Кроме того, существует способ «кидание валенка» (иногда валенок заменялся другой обувью). Надо подойти к калитке и бросить валенок. Куда он прилетит, оттуда жених придет.
Бывало, что это истолковывалось иначе: если валенок упадет далеко, значит, жених будет не местный, а если близко, то из твоей деревни. Случалось, что проходившие мимо парни подбирали упавший валенок.
Наблюдали за тенью, которую отбрасывала горящая бумага – на что похоже, то и сбудется.
Гадали с помощью зеркала: «В зеркало смотрели, ворожили. Смотрели в зеркало – что покажется там. Что-то казалось…».4
Сейчас усть-уткинская молодёжь почти не колядует и не святочничает, однако эти обычаи сохранились в памяти старожилов.