Мамин-Сибиряк в деревне Усть-Утка
Уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) родился в поселке Висимo-Шайтанск1
Мамин-Сибиряк по крайней мере 2 раза сплавлялся по реке Чусовой, когда учился в духовном училище в Перми, так как это был самый дешёвый способ добраться до города. Начинался сплав из деревни Усть-Утка. В последствии Дмитрий Наркисович очень много писал про сплав и сплавщиков.
В передней набралось человек пятнадцать сплавщиков; остальные толпились на лестнице и на крыльце. Осип Иваныч, конечно, был здесь же и с кем-то вполголоса ругался. Впереди других стояли меженные сплавщики.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Бойцы»
За нами плыла барка старика Лупана. Это был опытный сплавщик, который плавал не хуже Савоськи. Интересно было наблюдать, как проходили наши три барки в опасных боевых местах, причем недостатки и достоинства всех сплавщиков выступали с очевидной ясностью даже для непосвященного человека: Пашка брал смелостью, и бурлаки только покачивали головами, когда он»щукой» проходил под самыми камнями; Лупан работал осторожно и не жалел бурлаков: в нем недоставало того творческого духа, каким отличался Савоська.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Бойцы»
Так же он иногда приезжал в деревню просто отдохнуть, на охоту.2
Когда Мамин-Сибиряк приезжал в Усть-Утку, он останавливался в доме на улице Кирова3, ныне улица Мамина-Сибиряка (переименовали в 2001 году). Это было красивое двухэтажное здание-демидовская контора. На первом этаже находилась сама контора, а на втором гостиница, где останавливался Мамин-Сибиряк.4 Он даже описывал контору в своих произведениях:
Каменская караванная контора представляла собой красивое двухэтажное здание с мезонином и широким железным балконом, выходившим прямо на реку. Во втором этаже была квартира караванного, Семена Семеныча, а в нижнем, в одной громадной комнате, помещалась собственно караванная контора, которая, как и все конторы, отличалась страшнейшим беспорядком, канцелярски-промозглым воздухом и специально деловой пылью и грязью. Двери, письменные столы, стулья, деревянная решетка, которой отгораживалось отделение для приходящих, — все было захватано сальными, потными руками, и в некоторых местах жирная грязь скопилась в толстые черные полосы. За двумя длинными столами помещались служащие, обложенные кипами бумаг; у самой решетки, за отдельным столиком, сидел кассир, старик лет под шестьдесят, с выбритым деревянным лицом и старинными очками в серебряной оправе на носу. Он методически, как заведенная машина, опускал правую руку в железный ящик, брал ассигнацию, большей частью рубль, и мельком взглянув на предъявленный бурлаком контракт и расчетную книжку, передавал ее в мозолистые, корявые руки. Бумажка завертывалась в какую-нибудь тряпицу или в пестрядевый кисет и затем исчезала за пазухой или за голенищем или просто уносилась из конторы в крепко сжатой руке. Перед кассиром дефилировал бесконечный ряд бурлацких лиц и лохмотьев.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Бойцы»
Сейчас здания уже нет — оно сгорело.
Жители деревни иногда были прототипами героев рассказов Мамина-Сибиряка. Так Елизар Селиванов был прототипом Елисея из произведения «Три конца»5 Так же упоминал фамилии местных жителей:
Из-за него выставляется на диво сколоченная фигура Кряжова, который, как говорится, сделан из цельного дерева; балагур и весельчак Окиня выставляет вперед свою бородку клином, причмокивает и подмигивает.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Бойцы»
Усть-Утка стала прототипам пристаней в очерке «Бойцы», где она названа Каменкой и в романе «Три конца» — Самосадка.
Каменского бурлака вы сразу узнаете, хоть будь это распоследний пропойца и забулдыга, у которого весь костюм состоит из одних заплат. Он так умеет надеть на себя свои заплаты и идет по улице с таким самодовольным видом, что сейчас видно птицу по полету.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Бойцы»
Весенний сплав для Каменки — праздников праздник, и все одеваются в самое лучшее платье и ставят последний грош ребром.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Бойцы»
-А, это ты!-обрадовался Петр Елисеич, когда на обратном пути с фабрики из ночной иглы выступила фигура брата Егора.-Вот что, Егор, поспевай сегодня же ночью домой на Самосадку и объяви всем пристанским, что завтра будут читать манифест и воле.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Три конца»
На Самосадке народ жил справно, благо сплав заводского каравана давал всем работу: зимой рубили лес и строили барки, весной сплавляли караван, а остальное время шло на свои домашние работы, на перевозку металлов из Ключевского завода и на куреенную работы. Самосадка была основана раскольничьими выходцами с реки Керженца и из Выгорецких обитателей, когда Муромских заводов еще и в помине не было.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Три конца»