Воспитание и обязанности детей
Дети на Урале воспитывались очень строго. С раннего детства каждый в доме был чем-то занят:
В семье дети начинали помогать родителям с малых лет. Самая простая первая работа — прополка огорода. Рыбачить мы учились у друзей, у знакомых. В лес начинали ходить с матерью, за ягодами и грибами. Охотиться я начал лет в 14-15 сначала на птицу, ну а потом уж и на зверя.
― Чудинов С.А. — архив экспедиции 2017 — Х05
Моя мама (ей было одиннадцать лет в 41-ом году) работала на быках. В одиннадцать лет на быках! И вот она так рассказывала дрова везла откуда-то на быках, из леса, и эти быки есть быки — они уперлись и не в какую не идут. А она девчушка, она не знает чего, она их хлещет, хлещет — они все равно стоят. Она околела вся — зима была — она вся замерзла говорит. И уйти — вдруг быки убегут. Вот это. Потом вот Сергей Петрович: ему было 6 лет во время войны, он уже пахал на лошади верхом. В колхозе, поднимается в пять-шесть часов боронить или пахать поля (поля же были). Его садят на верхнюю лошадь и он управлял лошадью. В шесть лет! И на покос также. Вот у нас брат младший: в семь лет он уже косил и на покос уже на равне со всеми ходил косить. Вот мы косим — мы были постарше — а он косит — трава качается и его не видно, трава падает и его не видно. Семь лет!
― Пимшин Н.Н. — архив экспедиции 2017 — Х03
-О! С малых лет.
-Со скольки с малых?
-Ну я не знаю со скольки, смотря какая работа.
-Какая работа?
-Вот сейчас бабушка занимается прополкой. Прополкой мы уже помогали маме может с десяти, может с восьми, а может с двенадцати. Ну я не знаю со скольки лет она нас приучала.
― Чудинов С.А. — архив экспедиции 2017 — Х05
Дети до года почти все время были в «зыбке» — колыбельке. Колыбель представляла собой двойную раму из еловых брусочков, а днище было покрыто тканью. В позднее время почти все зыбки качались на пружине. В потолок вбивалось железное кольцо — «подмога» — к которому и крепилась пружина1.
Детей обычно кормили тем же, чем и взрослых. Совсем маленьким давали сосать отварную свеклу завернутую в тряпочку. Считалось, что это предотвратит грыжу и «цвет» — аллергию2.
Лечили детей от грыжи и от многих других болезней у знахарок. Они могли заговорить практически от любого недуга: испуга, «урока»3, фурункулы и грыжи. 4
Родители с самого утра уходили на работу — кто в колхоз, кто на завод в соседнее село, поэтому старшие дети оставались за главных: следили за младшими, купали их, готовили еду, топили печь, пасли скотину, кормили ее и выполняли еще множество других обязанностей каждый день.
Когда родители уходили работать, они оставляли нам, детям, «обрат» 5 и хлеб чёрный, картошку.
― Пимшин Н.Н. — архив экспедиции 2017 — Х02
За маленькими детьми всегда смотрела старшая сестра.
― Пимшин Н.Н. — архив экспедиции 2017 — Х02
В уральском доме существовало жесткое разделение пространства: около горшков, домашней утвари — женская половина, около двери — мужская, а на печи — детская часть. Часто можно было встретить такой порядок за столом: на лавках в центре под красным углом сидел глава семейства, по правую и левую руки сидели гости и сыновья, а на приставной лавке сидели мать и дети6.
Дети спали на полу, на шубах, на войлоке. Родители спали на кровати.
― Чудинов С.А. — архив экспедиции 2017 — Х05
Дети спали на полу, подкладывая и накрываясь тулупами.7
― Пимшин Н.Н. архив экспедиции 2017 — Х02
Если был какой-нибудь праздник в доме и мест за столом не хватало, то детей сажали на печь и они скромно смотрели из-за занавесок, что делалось внизу.8
У детей было только два костюма: парадный и будничный. Парадный надевали по большим праздникам, когда ходили в на службу в храм.
Мы в фуфайках ходили<…>Валенки были, были ну не галоши, а «боты» резиновые. Сандалей ничего такого не было — босиком ходили. У нас-то и плавки только появились, когда мы взрослые стали (там были такие панталоны).
― Пишин Н.Н. — архив экспедиции 2017 — Х03
Наказывали детей очень редко. Но если наказывали, то строго: в школе могли за плохое поведение поставить коленями на сухой горох в угол или розгами отхлестать, а дома — отшлепать рукой, хворостинкой или крапивой9.
- Гаджиева Е.А. Будни и праздники деревни Усть-Утка// Тагильский край в панораме веков. Вып. 2. Нижний Тагил, 2001. С.244-252
- Гаджиева Е.А. Будни и праздники деревни Усть-Утка// Тагильский край в панораме веков. Вып. 2. Нижний Тагил, 2001. С.244-252
- «изурочить» — значит сглазить
- Пермякова М.М. — архив экспедиции 2017 — Б14
- сыворотка, которая остается после обработки молока
- эта традиция не сохранилась в д. Усть-Утка
- тулупы были овчинные и выносились днем из избы на двор
- из устного сообщения экскурсовода музея деревянного зодчества под открытым небом в Синичихе
- из устного сообщения экскурсовода мемориального дома-музея Д.Н. Мамина-Сибиряка в Висимо-Шайтанске