Кержаки

Кержаками называют большую группу русских старообрядцев, которые после разгрома в 1720-х годах Керженских скитов (старообрядческих скитов в Нижегородской губернии, получивших название по реке Керженец) бежали в Пермскую губернию, откуда позже расселились по Уралу и Сибири вплоть до Дальнего Востока. Позднее кержаками в ряде регионов России стали называть всех старообрядцев.

Кержаки в Усть-Утке и окрестных поселениях

Любовь Александровна Долматова1 сообщила о том, что ее предки — род Долматовых, — были кержаками. Она слышала о населенных пунктах Долматово в Московской и Архангельской областях, откуда, как она предполагает, и пришли ее предки.

Стало старообрядчество и стала новая вера — я в точности не знаю, как называется… И очень много людей старообрядческого склада стало переселяться в глушь, чтобы не присягать этой новой вере. И вот здесь, у нас, в Баронской было много раскольников — у нас их называли кержаками, потому что они, вероятно, шли как раз с Центральной части нашей России, с реки Керженец.2

И возможно, что  там эта фамилия, Долматовы, селилась. Дело в том, что на Юге Московской области есть поселение какое-то — город, не город, — Долматово. Это в Московской области, есть в Архангельской. <…> Я лично сама подразумеваю, что именно оттуда пришли эти староверы в наши края с этой фамилией — Долматовы.3

Геннадий Алексеевич Селиванов4 упоминает в своем интервью, что кержаками были его предки по одной линии, но в Усть-Утке они недолго сохраняли свою веру. Он предполагает, что его предки пришли на Урал из Рязани, где смешались с другими местными жителями и после прихода в эти земли Демидовых стали их крепостными.

Про связь старообрядцев с Демидовыми говорит и план поселка Висим середины 19 века. На нем мы можем увидеть, что поселение разделено на три конца, один из которых называется «Кержацкий».

Считается, что сначала в эту местность пришли кержаки, а уже потом здесь появились пристани и заводы Демидовых, которые привели с собой рабочих из других мест Российской империи, а также «устроили» к себе на завод староверов.

Ну, они5 староверы… Недолго они сохраняли это. Потому что перемешалось население — наверное, Демидовы сохраняли только и немного после Демидовых.6

Отец Гавриил из скита в Харёнках рассказывал7, что раньше в Харёнках не было этого храма, а была лишь старообрядческая часовня.

Да, церкви не было — Нина Николаевна говорила, что была часовня у них — ну, кержаческая, старообрядческая, — на кладбище.8

Из разговора с Сергеем Александровичем Долматовым9 становится понятно, что кержаков в окрестностях Усть-Утки было действительно очень много. Но сейчас ситуация кардинально изменилась: на данный момент в Усть-Утке нет ни одного кержака, в Сулёме они тоже не живут, сейчас старообрядцы остались только в Ёкве.

А в Ёкве до сих пор есть староверы.10

Несмотря на большее количество кержаков во всех окрестных деревнях, стычек с ними у никониан никогда не было. Однако кержаки, как и старообрядцы по всей России, вели весьма закрытый образ жизни. Об этом свидетельствуют многие воспоминания информантов, записанные в ходе работы нашей исследовательской группы. Сергей Александрович вспоминает:

Здесь же староверов много было… В Ёкве, в Сулёме попробуйте кружку воды попросить — вам не дадут; а если дадут, то кружку потом выбросят.11

Про эту закрытость кержаков также говорит Надежда Кондратьевна Пермякова12. Она поведала очень интересную историю: когда Надежда Кондратьевна училась в школе, у них была одна девочка-староверка, которая пила только из своей кружки и очень расстраивалась, если кто-то ее брал, ревела, увидев, что кто-то пил из нее.

Информант предполагает, что она так обижалась из-за того, что думала, что «мы поганые, а она чистая». Также она отмечает, что в Усть-Утке местные жители не сильно придавали этому значения: старообрядцев даже хоронили вместе со всеми, а не как, например, в Горноуральске, на отдельном кладбище.

У нас нету такого — вот в Горноуральске у них даже кладбище отдельное, где эти кержаки схоронены. У нас-то все вместе… У них нельзя было напиться из колодца. Нет тут такого, чтобы отдельно кержакское кладбище.13

Однако, из рассказа Сергея Александровича Чудинова14, члены семьи которого были кержаками, становится понятно, что многие традиции старообрядцев постепенно исчезали в XX веке. Например, он рассказывал, что хотя его отец и мать были глубоко верующими людьми, они не навязывали своим детям веру, все братья и сестры информанта, за исключением, возможно, старших, были пионерами и комсомольцами. Также он отмечает, что особой посуды у них уже не было, у семьи часто бывали гостьи, с которыми они ели из одной посуды. Информант слышал о традиции кержаков есть из отдельной посуды только из книг.

Анатолий Васильевич Бабин сообщил, что кержаки были единственными, кто облегчал смерть своим одноверцам. Он рассказал нам, что они, если человек долго и тяжело умирал, сворачивали ему шею. Однако, он также отмечает, что несмотря на видимую разницу между староверами и никонианами, их хоронили на одном кладбище, никак не разделяя их могилы.

Николай Алексеевич Воробьев15 рассказал нам, что старообрядцы называли все свои святые места «Старик» и «Старуха». Он приводит пример: в Природном парке есть камень Старик, из которого течет всегда чистый и холодный ручей, на том месте старообрядцы поставили каменный крест.

Почему она (гора) Старуха? Потому что туда ходили старообрядцы молиться, на эту гору. А у них все такие места, для них святые, они все назывались «Старуха», «Старик». В районе, скажем так, Лесинского Заповедника, есть гора Старик — Старик-камень. То есть там тоже лес из этих первопроходцев, что поклонялись своим божествам. Там даже на той горе, Старухе, этими старообрядцами выложен крест из камней; из-под него родник бьет. Вода очень холодная всегда и очень чистая… всегда. Зимой, и летом, круглый год.16

О разнообразии старообрядческой топонимии в окрестностях Усть-Утки можно немало почерпнуть из статьи Е.Э.Ивановой «Старообрядческая топонимия в бассейне реки Чусовой»17. Она пишет, например, что скорее всего топоним на -иха населенный пункт Долматиха произошел от кержацкой фамилии «Долматов». Также она отмечает, что топонимы с окончанием «-иха» сгущены в бассейне рек Межевая Утка-Ёква-Сулём. Автор статьи говорит, что

четкие границы ареалов могут быть объяснены тем, что раскольники жил компактными группами и изолированно от остального населения.

Также Е.Э.Иванова отмечает, что особенностью топонимов на -иха — отсутствие вариативности. Из 135 таких топонимов только 11 имеют варианты; обычно это уменьшительные формы. Местные жители вспоминают про топоним на -иха — Чичериха, а также про один камень, который сейчас называют Кривун, Каменяк, Кривуля.

  1. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, записи Б02 и Б08
  2. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись Б02
  3. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись Б02
  4. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись У15
  5. предки Селиванова Г.А.
  6. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись У15
  7. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись Х04
  8. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись Х04
  9. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись У26
  10. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись У26
  11. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись У26
  12. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись У11
  13. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись У11
  14. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись Х05
  15. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись Б06
  16. Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись Б06
  17. Е. Э. Иванова. Старообрядческая топонимия в бассейне реки Чусовая // Ономастика и диалектная лексика : сб. научных трудов — Екатеринбург: [Изд-во Урал. ун-та], 1996 — с. 46

1 Response

  1. Игорь Святославович Демин:

    Зачем тут история старообрядчества? Это общеизвестная информация. К тому же, эта часть написана с несоответствиями:

    «но главной реформой, ставшей основой конфликта, являлось исправление священных книг — их новые переводы и переписи. В том числе вводились такие реформы, как смена двухперстного крещения на трехперстное»

    Изменение книг, в том числе смена двуперстного крещения? — это звучит странно. Все начало удаляю и переписываю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *