Похоронный обряд

Похоронный обряд является важной частью жизненного цикла. В деревне Усть-Утка он представлен по-особенному, имеет свои тонкости и особенности.

Похороны

Считается, что старики могут предчувствовать смерть. Иногда знамения являются им во снах — рана, сильный скрип, черная птица стучит во окно и тому подобное. Если старик умирает дома, то смерть определяют по дыханию.

Когда человек умирает, то его обмывают 1. Мужчины обмывают мужчин, женщины — женщин. Обмывают все три дня, что гроб находится дома. Для этого берут 40 тряпочек и посуду, в которую наливают воду. Тряпочки мочат в воде и «кладут(или рисуют) крестики» на теле покойного2. После обмывания оставляют мыло и полотенце для поминания. Воду с покойника выливают в такое место, где никто не ходит, а тряпочки и посуду зарывают в землю.

Одежду, в которой человек умер, сжигают. Если же усопший долго болел, то сжигают и постель. Остальные вещи усопшего раздают, это называется подаванием. Некоторые люди заранее составляют список вещей тех, кому их отдать.

Хоронят на одном из двух кладбищ — на кладбище Усть-Утки или в Баронском. Обычно это делают там, где завещал покойник — то есть нет особого запрета на захоронение Баронских на кладбище Усть-Утки и наоборот(или что местных можно хоронить только на их кладбище).

Хоронят на третий день, причем все три дня до этого молились, особенно в последнюю ночь перед захоронением. Для этого нанимали молельщицу — она читала по книге и плакала — или священника (чаще всего из Харенок), который читал каноны и сорокоуст. После отпевания молельщицам платили деньги чтобы они молились следующие 40 дней.

Балкина Екатерина Николаевна кадит

В экспедиции 2017 года в Усть-Утку3удалось поговорить с Балкиной Екатериной Николаевной, которою до сих пор приглашают как молельщицу.

Чтобы исполнять роль священника, нужно получить благословение — у Екатерины Николаевны оно есть. Для проведения обряда у нее хранится специальная тетрадка, в которой есть рукописные, но ориентированные на церковные тексты, точнее — на богослужебный требник.  Здесь собраны наиболее важные молитвы — помимо панихиды и канона по усопшим есть тропарь Святителю Николаю, который не входил в обязательную часть для моления об умершем. Также в данной тетради существуют пометы, указывающие на моменты кадения.

Тетрадь с молитвами Балкиной Екатерины Николаевны

Пока усопший лежал в доме, его клали в гробу на лавку лицом к иконам, головой на восток. В голову ставили тазик с водой — от трупного запаха. Иногда ставили медную проволочку между половиц, говорят, это тоже помогает от запаха.

Раньше, когда гробов не было, хоронили в долбленках. Если хоронили татар, то делали подкоп и заворачивали тело в ковер. Усопшего одевали в костюм, в гробу он лежал со связанными ногами и  перекрещенными руками (на кладбище веревочки развязывали).

Существует две версии как правильно выносить покойника. В экспедиции 1974 4 жители Усть-Утки говорили, что нужно выносить вперед головой — иначе у родных жизнь не сложится. В 2017 году местные говорят, что нужно выносить вперед ногами 5. Важно, что гроб выносят обязательно чужие люди, а не родственники.

Фотография кладбища Усть-Утки

Могилу выкапывают заранее, но существуют сложности — в Баронском болото, поэтому могилы приходится поднимать при помощи покрышек и дров, а в Усть-Утке скалы — некоторые ямы выдалбливают целый день. Раньше копали местные мужики за небольшую плату, сейчас нанимают людей. 

Причитать и много петь на похоронах было не принято. После возвращения с кладбища дом белили6.

 Иногда на могилах ставят памятник — это могут позволить обеспеченные люди, другие оставляют крест. Его ставят в ногах — так покойник может молиться. Вокруг могилы делают оградку, стол необязателен, как и скамейка — кто хочет, тот и ставит. Обычно хоронят весь род рядом. Самоубийц, некрещеных, кержаков, утопленников никак не отличают — хоронят так же, как и остальных. А вот детей раньше не хоронили на общем кладбище, но сейчас уже никто не помнит, где конкретно их захоранивали. 7

Поминки

Первый раз поминают дома. Зовут родственников, заказывают еду — так быстрее. Раньше были стряпухи, которые сами готовили ритуальную пищу, но сейчас это занимает много времени, что очень неудобно. Иногда поминают в столовой (например, заказывают для этого столовую в турбазе «Кедр» в Усть-Утке) так как не у многих есть большое количество посуды. На поминках в среднем присутствовало 40 человек, иногда число людей доходило до 60. Обычно на столе пироги рыбные и сладкие, кисель, окрошка, суп и другие блюда(*сделать ссылку на кулинарию*). Если поминки выпадают на пост, то подают 3 постных. Еду выносят в строгом порядке на общих блюдах.

После похорон подают на 9-ый и 40-ой дни, причем на 40-ой забирают ложки, которыми ели на поминках. Ложки заранее закупают и раздавают в первый день поминок — строго 40 штук. Если приходит больше, то дают обычные столовые, но их не забирают. Помимо этого подают носки и шерстяные платки.

Поминками руководит специальный человек или стряпуха. Потом поминают на 9-ый и 40-ой дни, полгода, год и день ангела. На 9-ый и 40-ой дни зовут батюшку/попа и знакомых бабушек и кормят их. На 20-ый день не собираются, но готовят поминальную еду дома, разносят по деревне и просят помянуть. Такую еду называют милостиней.  89.

«Обязательно стол по 40, по 60 человек. Их накормят, напоят и дадут подавание. Там носки, платки носовые. И сейчас есть такое, но вот отходит от этого.»
-Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И.Вернадского, запись У11

Дальше нужно навещать могилу первые 40 дней, при этом оставлять конфеты ил печенье на памятнике, так как первые сорок дней душа живет на Земле и ее кормить надо. На Родительские и Пасху принято относить конфетки или печенья на могилу усопшего. Поминают также в следующие дни (у них есть специфические названия):

  • 9-ый день — Девятины
  • 20-ый день — Полусороковины
  • 40-ой день — Сороковины
  • полгода — Полугодины
  • год — Годины
  • день рождения умершего — Ангельский день10
  • день смерти — День памяти

О покойниках нельзя говорить плохо:

« Дед начнет так говорить про кого-то, про покойника, плохо, а нельзя же плохо про умерших. Что заработали, то пусть и получают.»
Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И.Вернадского, запись У16а

 

  1. родным разрешали присутствовать
  2. Гаджиева Е.А., Будни и праздники деревни Усть-Утка — Нижний Тагил 1974, с. 249
  3.  Архив экспедиции «Урал 2017» лицея №1553 им. В.И.Вернадского, запись У51
  4. Гаджиева Е.А., Будни и праздники деревни Усть-Утка. Нижний Тагил 1974, с. 249
  5. Архив экспедиции «Урал 2017″лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись У48
  6. Архив экспедиции «Урал 2017″лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись У52
  7. Архив экспедиции «Урал 2017″лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись Х04
  8. Архив экспедиции «Урал 2017″лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись Х04
  9. Архив экспедиции «Урал 2017″лицея №1553 им. В.И. Вернадского, запись У33
  10. Если человек жив, то день рождения называют днем Ангела, если же человек умер, то Ангельским днем

1 Response

  1. Елизавета Михайловна Власова:

    Ксюш, посмотри еще информацию в папке обряд из отсканированных документах из библиотеки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *